Охрана труда

«Vision Zero» в учреждении образования

Цель проекта – развитие культуры безопасности труда, обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников учреждения образования путем сведения к минимуму причин производственного травматизма.

Основные задачи:

  1. Разъяснить суть концепции «Vision Zero» («Нулевого травматизма») в преломлении на учреждения образования.
  2. Организовать работу по профилактике травматизма, объединяющую три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников.
  3. Распространять передовой опыт в области охраны труда.
  4. Совершенствовать информационное обеспечение по вопросам охраны труда.

Категории участников:

  1. Руководители учреждений образования.
  2. Председатели первичных профсоюзных организаций и общественные инспектора по охране труда учреждений образования.
  3. Специалисты, на которых возложены обязанности по организации работы по охране труда в учреждениях образования.
  4. Заместители директора по учебной работе, курирующие учебный предмет «физическая культура и здоровье», учителя физической культуры и здоровья, руководители физического воспитания, педагоги дополнительного образования, инструктора по физической культуре.
  5. Педагогические и иные работники учреждений образования.

 

Содержание:

       Концепция нулевого травматизма или как её ещё называют «Vision Zero» разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда. В ее основу положено признание того, что несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются неизбежными - у них всегда есть причины. А потому развитие эффективной культуры профилактики позволяет их устранить.

Основу концепции составляют 7 золотых правил нулевого травматизма, которые подходят к охране труда с трёх направлений:

  1. Безопасность.
  2. Гигиена.
  3. Благополучие сотрудников.

В преломлении на учреждение образования 7 принципов нулевого травматизма выглядят следующим образом.

Принцип 1. Стать лидером – показать приверженность принципам.

Суть: Будьте лидером – поднимите знамя! Ваше поведение как руководителя имеет решающее значение для успеха или неудачи в развитии охраны труда в вашем учреждении образования.

          Руководитель учреждения образования (его заместители), председатель первичной профсоюзной организации (члены профсоюзного комитета) показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками учреждения образования. Любое нарушение требует немедленной реакции! Оцените ситуацию! Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступает сам    руководитель, его заместители, с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения работников.

Принцип 2. Выявлять угрозы – контролировать риски.

Суть: Оценка рисков – важный инструмент, позволяющий своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры. Дополнительно нужно оценивать аварийные, предаварийные и травмоопасные ситуации. Важная роль в оценке рисков принадлежит уполномоченному нанимателем должностному лицу, на которого возложены обязанности за организацию охраны труда в учреждении образования, а также общественным инспекторам по охране труда. 

       Оценки рисков, осуществляемые должным образом и на систематической основе, являются важной темой практического инструктажа работников учреждения образования. Анализ аварийных, предаварийных и травмоопасных ситуаций позволяет выявлять вопросы, требующие особого внимания или потенциальных улучшений.

Принцип 3. Определять цели – разрабатывать программы.

Суть: Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов, что должно быть предусмотрено в отдельной программе. В данном направлении особая роль принадлежит социальному партнерству.

      Безопасность и гигиена труда включает множество аспектов. Расставьте приоритеты, установите ясные цели в области охраны труда в учреждении образования и постарайтесь достичь их в среднесрочной перспективе. Выделяйте вопросы, которым следует уделить основное внимание, например, работе с оборудованием, использованию индивидуальных средств защиты. Как только ваши работники поймут, что вас лично беспокоит их безопасность и здоровье и что в учреждении образования предпринимаются определённые шаги в этом направлении, успех не заставит себя ждать. Вам следует регулярно информировать работников об успешном продвижении к поставленным целям.

Принцип 4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации.

Суть: Систематическая работа по совершенствованию охраны труда в учреждении – это хорошая идея. Она не требует больших усилий и окупает себя.

       Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определенные шаги для улучшения ситуации. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения, начиная от руководителя и заканчивая дворником. 

Для этого потребуется;

  • изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда в сфере образования;
  • наладить в учреждении систему проверки знаний по охране труда;
  • разработать соответствующие инструкции;
  • допускать к выполнению работ только лиц, прошедших медицинский осмотр и инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда.

          В реализации этих направлений активно участвуют председатели первичных профсоюзных организаций учреждений образования и общественные инспектора по охране труда. Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат. В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности учреждений образования.

Принцип 5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием.

Суть: Безопасные производственные помещения, оборудование и рабочие места – обязательные условия безаварийной работы.

Меры технического характера имеют первостепенное значение. Поэтому крайне важно обеспечить соответствие станков, помещений, оборудования и рабочих мест требованиям действующих стандартов по охране труда, а также исключить или минимизировать вредное воздействие на здоровье работников.

Принцип 6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки.

Суть: Инвестируйте в обучение и профессиональную подготовку своих работников и следите за тем, чтобы квалификация каждого из них соответствовала занимаемой должности.

          Также необходимо содействовать обучению общественных инспекторов по охране труда для повышения эффективности общественного контроля за соблюдением нанимателями законодательства об охране труда. Общественные инспекторы являются основой общественного контроля в организации и связующим звеном между нанимателем и работниками. Обязательным условием успешной работы является правильный подбор профсоюзными организациями кандидатур, поддержка их работы со стороны нанимателя и профсоюзного комитета.

После несчастного случая часто задаётся вопрос: «Как это могло случиться?». Технические средства и оборудование работают все быстрее и эффективнее, но в то же время они становятся все сложнее и чаще выходят из строя. Тем более важно систематически привлекать на рабочие места высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал. Администрация учреждения образования несёт ответственность за подготовку детальных квалификационных требований для каждой должности в учреждении и за соответствие квалификации каждого работника его обязанностям.

         Характер рабочих мест непрерывно меняется. Знания устаревают все стремительнее, а профессиональные навыки работников требуют регулярного обновления. Как никогда в прошлом обязательными условиями становятся профессиональная подготовка и непрерывное обучение; при этом исключений не делается и в отношении администрации учреждения!

Принцип 7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия.

Суть: Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!

   Во все коллективные договоры (соглашения) включена норма по применению нанимателями мер поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране труда. Учреждения образования, в которых заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников.

 

Предполагаемый результат:

  • Снижение количества несчастных случаев в учреждениях образования.
  • Развитие культуры безопасности в учреждениях образования.

 

свернуть

Производственный травматизм

Производственный травматизм 

   Меры профилактики производственного травматизма: 

1. Создание нанимателем безопасных условий труда, т.е. таких, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

2. Систематический анализ причин (технических, организационных, личностных) возникновения травм на производстве, принятие незамедлительных мер по их устранению и недопущению - являются одним из важнейших условий искоренения производственного травматизма или сведения его к минимуму.

3. Квалифицированное проведение следующих инструктажей работников по технике безопасности:

   Вводный инструктаж - должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.

   Инструктаж на рабочем месте (первичный) - должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику.

   Периодический (повторный) инструктаж - проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны проходить работники торговли и общественно питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца). 

   Внеплановый инструктаж - проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.

   Текущий инструктаж - проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску – наряду.

4. Индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися по субъективным причинам к потенциальным нарушителям мер безопасности. 

   Все эти меры помогут избежать производственного травматизма или свести его к минимуму.

   Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости и является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения и детей. Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 тысяч человек, из них около 120 тысяч - дети. В структуре травматизма, по данным РНПЦ травматологии и ортопедии, преобладают: бытовые травмы – 56, 1%, уличные - 17,5%, детские – 16,5%, спортивные – 6,8%, производственные – 1,3%, дорожно – транспортные – 1,8%. И хотя в структуре травм производственные на первый взгляд не самые масштабные, но они охватывают около 10,5 тысяч наиболее дееспособной части населения и наносят большой материальный, физический и моральный урон. 

   Что же такое производственная травма? 

   Производственная травма – это внезапное повреждение, возникающее при выполнении работы или нахождения на предприятиях (учреждениях), влекущее за собой нарушение целостности тканей, правильного функционирования отдельных органов и потерю трудоспособности на какое-то время.

Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется травматизмом. 

   Виды производственных травм (несчастных случаев) 

Несчастные случаи делятся:
1) По количеству пострадавших:
одиночные (пострадал один человек);
групповые (пострадало одновременно два и более человека);
2) По тяжести:
легкие (уколы, царапины, ссадины);
тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга);
с летальным исходом (пострадавший умирает).
3) В зависимости от обстоятельств:
связанные с производством;
не связанные с производством, но связанные с работой;
несчастные случаи в быту. 

   Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой или к несчастным случаям в быту. Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких – либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РБ по спасению человеческой жизни и т.п. 

   По причинам, вызвавшим травмы: механические, термические, электрические, химические. 

   По характеру: раны, ушибы, переломы костей, вывихи, ожоги термические и химические, попадание инородных тел в глаза. 

   Многие из вышеперечисленных видов травм связаны с образованием открытой раны, через которую могут попадать разные инфекции и вызывать воспалительный процесс, вплоть до нагноения.  Гнойничковые заболевания являются наиболее частой формой осложнения травм. Особенно это относится к небольшим травмам, то есть микротравмам (царапинам, ссадинам, небольшим порезам, уколам и т.п.), когда пострадавшие не уделяют им серьезного внимания и не обращаются за медицинской помощью.  Продолжая работать с открытой ранкой, рабочие загрязняют ее, способствуя более быстрому и интенсивному инфицированию. 

   Причины производственных травм 

   Причины возникновения производственных травм условно можно разделить на три категории:

1. Технические  - в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п. Последнее относится, прежде всего, ко всем вращающимся и движущимся  узлам и агрегатам оборудования, а также к частям оборудования, находящегося под током (клеммам, рубильникам, малоизолированным проводам и т.п.), емкостям с сильнодействующими веществами, горячим поверхностям  т.д.

2. Организационные – несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников. Низкая организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.

3. Личностные - (человеческий фактор) – особенности характера и наклонностей работающего, его   отношение к собственному здоровью и строгому выполнению всех мер безопасности на производстве. 

   Все вышеперечисленные причины являются как бы общими, порождающими травматизм. Непосредственными же факторами  травмирования  наиболее часто являются: падение рабочего с высоты, падение тяжестей, отлетание деталей, осколков или инструментом, попадание рукой или другим частям тела в механизмы или другое движущееся оборудование, удары инструментов по руке, ноге или другими частями тела, попадание в глаза пыли,  мелких осколков и т.п., отлетание горячих искр, соприкосновение с горячими поверхностями или жидкостями, проводниками, находящимися под током, едкими жидкостями и другими веществами. 

   Оказание медицинской помощи при производственной травме 

   Оказание медицинской помощи зависит от тяжести полученной травмы и состояния травмированного. Действия очевидцев производственной травмы можно разделить условно на три основных этапа:

1. Помощь на месте происшествия, которая может быть оказана медработниками (например, фельдшером здравпункта, если травма произошла на территории предприятия) или людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, в том числе и самим пострадавшим.

2. Транспортировка пострадавшего (при необходимости) в медицинское учреждение. Основные требования к ней – быстрота и обеспечение оптимальных условий для больного.

3. Лечение больного в специализированном отделении больницы или амбулаторно-поликлиническом учреждении.

свернуть

28 апреля - Всемирный день охраны труда

Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню.

История Всемирного дня охраны труда начинается с 1989 года, когда профсоюзами и работниками был проведён «День памяти погибших работников» в США и Канаде в память о тех, кто пострадал или погиб на рабочем месте. Десять лет спустя более чем в 100 государствах планеты проводятся акции и мероприятия, направленные на привлечение внимания людей и чиновников к различным проблемам, связанным с охраной труда.

Всемирный день охраны труда отмечается Международной организацией труда (МОТ) с 2003 года по инициативе Международной конфедерации свободных профсоюзов. Основная цель Всемирного дня охраны труда - привлечь внимание работодателей, работников, общественности к проблемам производственного травматизма и неблагоприятных условий труда, а также способствовать решению этих проблем.

С 1954 года Беларусь является членом Международной организации труда (МОТ). В 2008 году в республике был принят Закон "Об охране труда", который направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Основными целями проведения дней охраны труда являются: создание эффективной системы контроля над выполнением мероприятий по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также за своевременным устранением недостатков и нарушений, которые могут стать причинами травм, профзаболеваний, аварий, пожаров; содействие созданию реальных механизмов воздействия на руководителей, не обеспечивающих безопасные условия и охрану труда работников.

свернуть