Проект "Школа-территория здоровья"

О, спорт-ты жизнь

02.05.2022

Ярко, насыщенно, весело прошёл субботний день в нашей школе. Для ребят был организован большой спортивно-туристический праздник"О, спорт - ты жизнь!"Ориентирование, туристическая полоса, соревнования велосипедистов с препятствиями, конкурс туристических листков. Хорошее завершение года в рамках проекта "Школа - территория здоровья". В соревнованиях приняли участие команды 4-9 классов. Победили наши пятиклассники! Хотя в спорте всегда побеждает здоровье! Ребятам очень понравились соревнования, а после праздника всех ждали сладкие призы!

Тренинг РОР

05.02.2022

В 5-8 классах прошли тренинги по принципу " Равный обучает равного".

Тема: "СПИД: узнай больше" 

Мероприятия в рамках проекта "Школа территория здоровья":

С 2019 года ГУО "Ясли-сад-средняя школа №15 г. Полоцка" участвует в проекте "Школа-территория здоровья"

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

ПЛАН

по реализации проекта «Школа – территория здоровья»

на 2021/2022 учебный год

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Санитарно-гигиеническое и образовательное направление

1.

Питание учащихся 1-9 классов

постоянно

Работники объекта питания, классные руководители

2.

Освещение

постоянно

Учителя-предметники

3.

Воздушный режим

( проветривание кабинетов)

согласно графику

Учителя-предметники

4.

Влажная уборка

постоянно

Заместитель директора по ХР

5.

Медицинские осмотры

согласно плану

Медработники

6.

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для обучающихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям

первое полугодие учебного года

Заместитель директора по ОД

7.

Валеологический анализ расписания уроков

август-сентябрь

Заместитель директора по ОД

8.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и на внеклассных мероприятиях

В течение учебного года

Заместители директора по ОД

9.

Контроль за дозировкой домашних заданий

В течение учебного года

Заместитель директора по ОД

Физкультурно-оздоровительное направление

1.

Дни здоровья 1-9 классы

каждая 2 суббота месяца

Классные руководители, учитель физической культуры и здоровья

2.

Оздоровительный лагерь 1-6 классы

ноябрь, январь, март, июнь

Руководство учреждения образования, начальник лагеря

3.

Зарядка

регулярно

Классные руководители, учителя-предметники

4.

Физические минутки

на каждом уроке

Учителя-предметники

5.

Экскурсии и походы 1-9 классы

1 раз в четверть

Классные руководители

6.

Уроки физической культуры и здоровья 1-9 классы

согласно расписанию

Учитель физической культуры и здоровья

7.

Внеклассная деятельность по физкультуре

по плану

Учитель физической культуры и здоровья

8.

Спортивные кружки и секции

согласно графику

Учитель физической культуры и здоровья, тренеры

9.

Участие в военно-спортивных мероприятиях

по плану

Заместитель директора по военно-патриотической работе, учитель физической культуры и здоровья

10.

Час  здоровья и  спорта

1 час в неделю

Учитель физической культуры и здоровья

11.

Распределение обучающихся по группам здоровья

август-сентябрь, январь

Медицинский работник

Психологическое направление

1.

Всеобуч для законных представителей несовершеннолетних

согласно плану родительского всеобуча

Педагог-психолог,

классные руководители

2.

Диагностика психологических состояний учащихся

2 раза в год

Педагог-психолог

3.

Тематические классные часы

по запросу

Педагог-психолог

4.

Индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов

согласно  плану, по запросу

Педагог-психолог

5.

Посещение учащихся на дому

сентябрь-январь, по необходимости

Классные руководители, СППС

6.

Посещение семей СОП

согласно индивидуальному плану, по необходимости

СППС, классные руководители

7.

Заседание школьного медико-психолого-педагогического консилиума

2 раза в год

Руководство учреждения образования, дефектолог

8.

Работа по адаптации с учащимися 1,5, 10 классов

По плану психолога

СППС, классные руководители, администрация

Информационно-просветительское направление

1.

Уроки «Человек и мир» 1-4 классы

1 час в неделю

Классные руководители

2.

Уроки «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс

1 час в неделю

учителя-предметники

3.

Беседы медработников школы

1 раз в месяц согласно плану

Медработники

4.

Лекции врачей

1 раз в четверть

СППС, медработник

5.

Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, видеороликов, оформление уголков здоровья в классных кабинетах, воспитание обучающихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек), размещение информации в социальных сетях, на школьном сайте.

постоянно

Классные руководители, учителя-предметники, заместители директора по ОД, ответственные за сайт и приложение Инстаграм.

6.

Клуб для родителей «Школа ответственных родителей»

4 раза в год

Заместитель директора по ОД, педагог-психолог, ответсвенные за факультеты

7.

Родительские конференции с приглашением заинтересованных лиц

2 раза в год

Руководство учреждения образования

8.

Школьный сайт, школьная газета «Совершенно Несекретно», Инстаграм

постоянно

Ответственные за сайт и приложение Инстаграм, руководитель школьной газеты

 

Здоровое питание

1.

Составление меню

еженедельно

Шеф-повар объекта питания, калькулятор

2.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм работы школьного объекта питания

еженедельно

Руководство учреждения образования

3.

Деятельность бракеражной комиссии

ежедневно

Члены бракеражной комиссии

4.

Лекции для учащихся и родителей о здоровом питании

согласно плану, по необходимости

Руководство учреждения образования, педагоги

5.

Деятельность Совета по питанию

В течение года, заседания 1 раз в месяц

Члены Совета по питанию

Материально-техническое  направление

1.

Оборудование учебных кабинетов специальными плакатами с упражнениями для глаз; правильной посадкой при письме

сентябрь

Заведующие кабинетами

2.

Ремонт туалетных комнат

июнь-август

Заместитель директора по ХР

3.

Оборудование учебной мебели в соответствии с СанПиНом

сентябрь,

февраль

Заместитель директора по ХР, классные руководители

4.

Ремонт фойе 2 этажа, создание здоровьесберегающей среды

в течение года

Заместитель директора по ХР

5.

Ремонт классных и учебных кабинетов

в течение года

Заместитель директора по ХР, попечительский совет, классные руководители

6.

Ремонт спортивного зала, закупка инвентаря

в течение года

Заместитель директора по ХР, учителя физкультуры

7.

Закупка нового оборудования в школьный объект питания

в течение года

Заместитель директора по ХР

8.

Нанесение рисунка на половое покрытие для организации подвижных игр

апрель-май

Заместитель директора по ХР, заместитель директора по ОД

9

Создание игровых зон на 2,3 этажах учреждения образования

В течение года

Заместитель директора по ХР, заместитель директора по ОД

 

Календарь здоровья

Инфографика:

Профилактика нарушений зрения

 На что же следует обратить внимание, чтобы сохранить здоровье детям? Во многом состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе зависит от того, насколько правильно организован его режим дня.

     Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.

     Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1.     Правильное чередование труда и отдыха.

2.     Регулярный прием пищи.

3.     Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4.     Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5.     Определенное время для приготовления домашних заданий.

6.     Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

     Начинать профилактику снижения зрительных функций у детей надо с самого рождения.

    Первое на что необходимо обратить внимание, это то, что новорожденные и дети первого года жизни имеют только в 5 % случаев эметропическую рефракцию, в остальных случаях это различные варианты аметропий (4 % - гиперметропы высоких степеней более 6 Д, 5% - врожденная миопия и остальные 86 % - гиперметропы слабой и средней степени). Таким образом, с момента рождения уже 14 % детей составляют группу высокого риска и требуют тщательного наблюдения врача-офтальмолога, который обязан не только констатировать аномалию рефракции, но и составить план мероприятий по динамическому наблюдению за ребенком и работы с родителями, которые в свою очередь должны в домашних условиях выполнять все рекомендации врачей.

                                                Профилактика нарушений зрения у школьников

     Особого внимания специалистов заслуживает значительно возросшее за последние десятилетия число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах - близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки  приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

     Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4 - 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников  в среднем составляет  5 - 7 часов в день (30 - 42 часа в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8 - 10 часов в день (48 - 60 часов в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

     Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

     Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко.  К сожалению, начиная  от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).

     Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

     Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть  равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60 - 80 ватт. Для того чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и  общее освещение в комнате  Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.

     Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 - 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

     Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

1.     Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.

2.     Правильно питаться

     В рационе близоруких детей должны быть:

морковь - богатый источник бета-каротина;

черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;  

красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;

кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает  помутнение хрусталика;   

рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;

шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки.   

цитрусовые - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

     Комплекс упражнений для младших школьников

1.     Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

2.     Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

3.     Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.

4.     Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

5.     Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.

      Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов

1.     Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.

2.     Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.

3.     Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.

4.     Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.

5.     Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.

6.     Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.

7.     Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

     Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

     Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

     Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день. Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка. Не рекомендуется смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране.

     Для ребенка это время серьезных нагрузок и ответственной работы. Чтобы пережить ежедневный стресс, ему требуется цельное молоко, творог, натуральный кефир, отварная рыба, постная говядина, курица и индейка, морковь и свежая капуста, зелень, ягоды и натуральные соки.

     Все эти продукты содержат витамины и микроэлементы, необходимы для нормального развития глаза, костного скелета и нервной системы. Кроме естественных витаминов малышу дополнительно необходимы их синтетические аналоги, особенно это касается витамина Д, регулирующего обмен кальция в крови. Снижение содержания этого элемента приводит к ухудшению зрения, кариесу, плоскостопию, сколиозу – полному набору болезней, приобретаемых школьником при попустительстве взрослых. У многих детей на этом фоне развивается еще и детский невроз, так как кальций необходим также для развития нервной системы.

свернуть

Профилактика нарушений осанки

Профилактика нарушений осанки у детей и взрослых.


 Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Нарушения в сагиттальной плоскости

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника: 
а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза; 
б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника; 
в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области; 
г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза; 
д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов; 
е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. 

    Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться. 
Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении; 
Деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке; 
Деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Нарушения во фронтальной плоскости.


    Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных. 
    Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа. 

Сколиоз.

    Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия). 
    Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области. 
    На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника. 
    В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени. Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.

Выбор средств профилактики и лечения.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение. 
    Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях. 
    Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. 
    Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции , мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях. 
    Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда. 
    При сколиозах 2-3 ст дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере. 
    Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника. 
    По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. 
    Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение (в среднем от 1 до 5 лет). 
    В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений с о стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 - 7,0%) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Профилактика нарушений осанки.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать: 
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; 
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость); 
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); 
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; 
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); 
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.; 
ж) плавание.

Тренировка мышц спины и живота для правильной осанки.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку. 
    Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой. 
    Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин. 
    Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз. 
    Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

ОСАНКА И ВЫПРЯМЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА

 Двигательная активность - гарантия правильной осанки. Эталоном правильной осанки считается положение тела, когда голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки. 
    Вика Н., 14 лет, была ужасной непоседой. Родители приходили в отчаяние, видя, в какой позе та делала уроки. Вика не могла ни минуты просидеть спокойно, ее гнуло и ломало; она изгибалась самым невероятным образом, попеременно подкладывала под себя то одну, то другую ногу; читала лежа, постоянно меняя позу. Ей делали замечание, и Вика замирала, вся скособоченная, вредя не только осанке, но и зрению. Кроме того, ее портфель все время был набит доверху всякой, в том числе и ненужной, всячиной, так что Вику, когда она шла в школу, всю перекашивало. Наступил день, когда ей пришлось сократить свою двигательную активность из-за постоянных ноющих болей в спине и головных болей. Дело оказалось настолько запущенным, что родители обратились за помощью к ортопеду. Вике назначили комплекс лечебных упражнений, а также вынудили воспользоваться специальными ортопедическими приспособлениями для коррекции позвоночника. Все перечисленное требовало от Вики непривычной дисциплины, и было положено много сил, прежде чем дело пошло на поправку. 
    ТЕСТ НА ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ 
    Правильность осанки можно проверить. Измерьте сантиметром расстояние от седьмого (наиболее выступающего) шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения стойте в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны. 
    Осанку можно проверить при помощи так называемого плечевого индекса. Измерьте ширину плеч со стороны груди, затем - со стороны спины (плечевая дуга). Найдите плечевой индекс по формуле: плечевая дуга 100%. Если плечевой индекс равен 90-100%, осанка правильная. 
    Выправляйте осанку хотя бы 3 раза в день. Представьте, что вы исполняете бальный танец или гарцуете на лошади, это поможет вам выпрямиться. 

    Упражнения, описанные ниже, поддерживают тонус мышц спины и живота, обеспечивают нормальную подвижность всех сегментов грудного отдела позвоночника и помогают выработать правильную осанку.

  • Вдохните. Встаньте прямо, ноги вместе, руки вдоль тела. Поднимите руки вверх, сделайте выдох. Прогнитесь назад, глубоко вдохните. Опустите руки, сделайте наклон вперед, спину чуть округлите, опустите голову и плечи - выдохните.
  • Встаньте на четвереньки. Держите голову прямо. Сильно прогните спину и оставайтесь в этом положении 2-3 секунды. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение 5-7 раз.
  • Лягте на живот, вытяните руки вдоль тела. Прогнитесь в грудном отделе позвоночника. Попытайтесь поднять голову и ноги как можно выше. Повторите еще 5-8 раз.
  • Лежа на животе, упритесь руками в пол. С силой прогнитесь назад, стараясь при этом оторвать корпус от пола. Проделайте это 5-8 раз.
  • Сядьте на пол и подогните под себя левую ногу. Откиньтесь назад. Вторую ногу заведите за колено подогнутой ноги и левой рукой возьмитесь за кончики пальцев правой ноги. Правую руку слегка прижмите к пояснице тыльной стороной ладони. Попробуйте оставаться в таком положении около минуты. 
        Для выработки правильной осанки рекомендуются растяжки, которые укрепляют позвоночник. Но здесь необходим помощник.
  • Встаньте лицом к помощнику, поставьте ноги врозь. Обхватите его за талию прямыми руками. Помощник кладет свои ладони на ваши лопатки. Выдохните и одновременно сделайте несколько пружинистых наклонов вперед, не опуская головы. Партнер помогает, надавливая вам на лопатки - не очень сильно, но достаточно интенсивно. Делая вдох, вернитесь в исходное положение.
  • Встаньте лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Глубоко выдыхая, расслабьте ноги, наклонитесь вперед. Ваш помощник помогает вам наклониться как можно ниже.
  • Развернитесь друг к другу спиной. Руки подняты вверх. Помощник должен держать вас за предплечья. На выдохе постарайтесь присесть как можно глубже, спину держите прямо, голову не опускайте.
  • Лягте на коврик лицом вниз, вытяните прямые руки вперед. Помощник стоит перед вами с широко расставленными ногами. Взявшись за запястья, он осторожно приподнимает вас и тянет вверх. Не отрывайте нижнюю часть туловища от пола и не сгибайте руки. Выполняйте упражнение на выдохе. Выдохнув, возвращайтесь в исходное положение.
  • Лягте на левый бок. Вытяните вперед левую руку. Согните правую ногу и прижмите правую ступню к левой голени. Помощник стоит позади вас на коленях, положив вам одну руку на область плечевого сустава, а другую - на область тазобедренного. Слегка надавливая на плечо, он перемещает его к себе, а бедро - от себя. Упражнение выполняется на выдохе. Повторите то же самое на правом боку. 
        Другие упражнения попроще. Их можно рекомендовать детям, особенно сутулым.
  • Встаньте прямо, ноги врозь. Подняв локти верх, положите руки на лопатки. Разведите руки в стороны и назад и сведите лопатки.
  • Сцепите кисти за спиной. Правая рука должна находиться над лопатками сверху, левая - под лопатками внизу. Поменяйте положение рук. По ходу упражнения рекомендуется перекладывать из рук в руки мелкие предметы. 
        Упражнения с предметами развивают способность правильно держать голову. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, а потому плечи выдвигаются вперед, грудь втягивается, а позвоночник сгибается.
  • Наполните небольшой мешочек 200-300 г соли.
  • Встаньте у стены и положите мешочек на голову.
  • Пройдитесь до противоположной стены и обратно. Обойдите стул, стол или пройдите лабиринт из нескольких стульев.
  • Отойдите от стены и, сохраняя правильное положение туловища, попробуйте присесть "по-турецки". Встаньте на колени и поднимитесь.
  • Вместе с мешочком на голове встаньте на маленькую скамеечку, сойдите с нее; повторите это 15-20 раз. 
        Упражнения у стены
  • Стоя у стены, поднимите руки вверх, вперед, разведите в стороны.
  • Сделайте несколько шагов вперед, в сторону, вернитесь к стене.
  • Не отрывая затылка и спины от стены, держа спину прямо, присядьте 2 раза и выпрямитесь.
  • Согните ноги в коленях и, обхватив их руками, поднимайте и прижимайте по очереди к туловищу. 
        Упражнения для выпрямления позвоночника Для выполнения этого упражнения понадобится гимнастическая палка.
  • Встаньте на гимнастическую палку; ноги вместе, руки разведите в стороны. Перенесите тяжесть тела на носки, затем на пятки.
  • Положите палку на две гантели, которые должны находиться на расстоянии 60 см одна от другой. Постойте на палке, удерживая на голове мешочек с солью.
  • Выполните то же самое, но на доске шириной 15-30 см.
  • Возьмите тяжелую книгу и встаньте около стены, касаясь ее пятками. Расправьте плечи, лопатки, голову прижмите к стене. Положите на чуть запрокинутую голову книгу и отойдите от стены. Медленно сделайте несколько шагов. Для равновесия сначала побалансируйте руками. После систематической тренировки вы будете ходить легко и красиво, с высоко поднятой головой, пружинисто и грациозно. 
        ПРОЧЕН ЛИ ВАШ МЫШЕЧНЫЙ КОРСЕТ? 
        Ответ на этот вопрос вы можете получить, не сходя со стула, на котором сидите, читая эту книгу. 
        Сядьте прямо, вытяните руки вперед и подержите их на весу 30 секунд. Если при этом не удается сохранить спину прямой, так как руки утягивают вас за собой, то вам придется всерьез заняться своими мышцами - это говорит об их выраженной слабости. 
  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ И РАСТЯЖКИ ПОЗВОНОЧНИКА

        1. Растяжка спины 
        Исходное положение. Сядьте на край стула. Ступни находятся на полу, лодыжки и колени выровнены. 
        Движение. Дотроньтесь обеими руками до пола, расслабив мышцы шеи (рис. 28). Зафиксируйте движение на 10-30 секунд. 
     

    Растяжка спины. Упражнения для позвоночника


    Цель. Добейтесь, чтобы вы смогли положить обе ладони на пол. (На это у вас могут уйти даже не недели, а месяцы, так что не отчаивайтесь и не пытайтесь сразу достичь цели: это чревато травмами.) 
        2. Растяжка икр и бедер 
        Исходное положение. Встаньте у стула или иной опоры. Ноги на ширине плеч, одна на шаг впереди другой. Выпрямитесь, расправьте плечи и втяните брюшной пресс. Мышцы бедра напряжены. Носки смотрят вперед. Колено и лодыжка ноги, выдвинутой вперед, должны находиться на одной вертикали (рис. 29). 
     

    Растяжка икр и бедер. Упражнения для укрепления и растяжки позвоночника


    Движение для растяжки икр. Подберите ягодицы и выпрямите колено ноги, расположенной сзади. Зафиксируйте положение на 20-30 секунд. Перемените положение ног и выполните упражнение другой ногой. 
        Движение для растяжки задней поверхности бедра. Встаньте на стул коленом ноги, отставленной назад. Отклонитесь вперед, почувствовав напряжение мышц бедра той ноги, которая опирается о стул (рис. 30). Зафиксируйте положение на 20-30 секунд. Перемените положение ног и выполните упражнение другой ногой. 
     

    Растяжка задней поверхности бедра. Упражнения для позвоночника


    Движение для задней поверхности бедра. Возьмитесь рукой за ступню и притяните ее к ягодице (рис. 31). Зафиксируйте положение на 20-30 секунд. Перемените положение ног и выполните упражнение другой ногой. 
     

    Комплекс упражнений для позвоночника


    Модификация. Если описанные движения вызывают у вас затруднение, попробуйте изменить упражнение. Возьмитесь за стул или иную опору. Поставьте колено на другой стул, расположенный сзади, и слегка отклонитесь назад - так, чтобы почувствовать растяжку. 
        Цель. Постоянно держать колено позади задней поверхности бедра. Напрягать ягодицы и тянуть мышцы задней поверхности бедра вперед. 
        3. Растяжка бедер в положении сидя 
        Внимание! Это прогрессирующая растяжка. Начните с этапа 1, затем, когда перестанете чувствовать напряжение при выполнении упражнения, переходите к выполнению этапа 2, и так далее. 
        Исходное положение. Сядьте на край стула. Одну ногу согните в колене под прямым углом (колено находится прямо над лодыжкой), другую выпрямите, поставив на пятку (носок смотрит вверх). Колено выпрямленной ноги остается слегка согнутым (рис. 32). 
     

    Растяжка бедер в положении сидя. Упражнения для позвоночника




        Движение на этапе 1. Положите обе руки на согнутое колено, наклонившись к нему грудью (рис. 33). Зафиксируйте положение на 20-30 секунд. Перемените положение ног и выполните упражнение другой ногой. 
     

    Упражнения для укрепления и растяжки позвоночника




        Движение на этапе 2. Дотроньтесь обеими руками до пола, отодвинув в сторону согнутую ногу (рис. 34). Зафиксируйте положение на 20-30 секунд. Перемените положение ног и выполните упражнение другой ногой. 
     

    Упражнения для позвоночника


        Движение на этапе 3. Отодвинув в сторону выпрямленную ногу, зафиксируйте положение на 20-30 секунд (рис. 35). Перемените положение ног и выполните упражнение другой ногой. 
     

    Упражнения для укрепления и растяжки позвоночника


        Дальнейшее усложнение упражнения. Когда вы почувствуете, что упражнение на третьем этапе стало для вас легким, начните экспериментировать с исходным положением. Поверните ногу носком внутрь, затем наружу. Зафиксируйте положение на 20-30 секунд. Перемените положение ног и выполните упражнение другой ногой. 
        Модификация. Встаньте у стула или иной опоры. Выгните грудь колесом и сожмите лопатки. Поставьте пятку на скамеечку или невысокую табуретку и отклоните таз назад. Колено другой ноги сохраняйте слегка согнутым. Зафиксируйте положение на 15-20 секунд. Перемените положение ног и выполните упражнение другой ногой. 
        4. Сокращение брюшного пресса с диафрагмальным дыханием 
        Исходное положение. Лягте на спину, согните колени или сядьте на стул, спина прямая. 
        Движение. На выдохе резко сократите мышцы брюшного пресса. Полностью расслабьте их на вдохе (рис. 36). Повторите упражнение 15-25 раз. При правильной технике выполнения вы должны чувствовать давление в нижней части спины при выдохе. 
        Цель. Вернуться к анатомически правильному дыханию. 
     

    Сокращение брюшного пресса с диафрагмальным дыханием. Упражнения для позвоночника

свернуть

Рациональное питание

Рациональное питание школьников

 

В современном мире зачастую не хватает времени на то, чтобы задуматься: «Что мы едим?». Именно поэтому сохраняют свою  актуальность, для людей всех возрастов и особенно школьников, основные принципы организации рационального питания.

Рассмотрим их подробнее:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.

2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

4. Оптимальный режим питания.

5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

6. Учет индивидуальных особенностей детей.

7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.

  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.

  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.

  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всевозрастающих нагрузок в школе и полового созревания. Именно поэтому не следует забывать о правилах здорового питания: 

1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.

3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день:

  • 7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)

  • 10.30- 11.30 горячий завтрак в школе

  • 14.00- 15.00 обед в школе или дома

  • 19.00- 19.30 ужин (дома)

4. Следует употреблять йодированную соль.

5. В межсезонье (осень-зима, зима-весна) ребенок должен получать витаминно- минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.

6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный прием отвара шиповника.

7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.

9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

Оказывается, что у большинства школьников в холодное время года наблюдается нехватка трех и более витаминов. Дефицит витаминов группы В наблюдается у половины детей, аскорбиновой кислоты - у каждого третьего ребенка, D - у каждого пятого. Только 5% родителей регулярно дают детям витаминные препараты. Однако ученикам старших и младших классов нужны разные витамины. С помощью иммунной системы наш организм борется с вирусами и микробами. Важно сохранить свои защитные силы в полной боевой готовности! Большую роль в укреплении организма играют занятия спортом, закаливание, и правильное питание!

 Что поможет укрепить иммунитет?

1. Свежие овощи и фрукты.

2. Растительные масла, рыба жирных сортов.

3. Мясо.

4. Молочные и кисломолочные продукты.

5. Чай.

6. Холодец, бульоны, желе, морепродукты.

Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

свернуть