Методическая копилка

Семинар-практикум "Воспитательный потенциал урока"

 

Воспитательный потенциал урока как фактор

личностного развития обучающихся

 

Однажды один профессор физико-математического факультета с намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь урок написал на доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов, объяснил: «Это ваша человечность, – самое необходимое в жизни качество». Затем рядом с цифрой 1 написал 0 и сказал: «А это ваши достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз». Еще один                0 – опыт, с которым человек – это «100». И так добавлял ноль за нолем – любовь, карьера, успех, материальный достаток, профессия, выдающиеся способности, … «С каждым добавленным 0 человек прирастает в 10 раз», – сказал профессор. Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались никчёмные, ничего не значащие нули… Профессор продолжил: «Если у вас не будет человечности, остальное ничего не стоит».

Воспитание целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося. По мнению многих педагогов, организация воспитательной работы в школе на уровне исключительно внеурочных и внеклассных мероприятий ситуацию кардинально изменить не может. По самым приблизительным подсчетам, за время своей учебы в школе учащийся посещает более 10 тысяч самых разных уроков. Но как учителя распоряжаются этим бесценным потенциалом? Классический вопрос «Как учить?» приобретает сегодня иной смысл  не как учить, чтобы знали больше, а как учить, чтобы внести вклад в развитие и воспитание?     

Урок ключевой элемент воспитания личности учащегося, однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Если эту возможность не реализовать еще на уровне планирования, то урок превратится в учебное занятие и будет служить лишь передаче знаний.  

По мнению многих педагогов, урок станет воспитывающим, личностно развивающим, если будет построен на «трех китах»:

 установлены уважительные и доверительные отношения с учениками. Именно это поможет педагогу стать для детей значимым взрослым, которому легче влиять на своих воспитанников и к которому больше прислушиваются. Такой взрослый сможет предъявлять детям свои ценности, свои жизненные принципы, свое поведение в качестве образцов для подражания;

ученики увлечены совместной деятельностью. Конечно, это совсем не просто, но это необходимо, потому что эффективно влиять на ребенка можно тогда, когда он увлеченно вместе с педагогом что-то делает;

и, наконец, коммуникация на уроке наполнена ценностно- ориентированным содержанием, урок имеет не только познавательную, но и нравственную направленность, побуждающую школьников приобретать социально значимые знания, отношения, опыт. Если мы хотим сделать уроки воспитывающими, в основу этих уроков должны быть положены ценности. Важнейшие из них человек, семья, отечество, культура, труд, здоровье.

Отмечается, что воспитывающим урок станет только при создании всех трех названных условий. Они тесно связаны друг с другом, и ни одно из них не должно доминировать.

 

Итак, какие же пути построения воспитывающего урока?

Начнем с главного – того, что определяет результат – с постановки цели. Современно звучат цели образования, обозначенные еще в 16 веке основателем педагогики Яном Амосом Коменским: цель образования – это, в конечном счете, цель урока. Возникает вопрос: как определить цель урока, чтобы после реализации тысячи уроков выполнить социальный заказ в виде разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося выпускника?

Мы все знаем, что в практике целеполагания распространена постановка трех целей урока – образовательной, воспитательной и развивающей. Все эти цели равнозначны по значимости, и каждая из них достигается решением определенного блока задач.

Цель воспитания предполагает формирование определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за одно учебное занятие решить воспитательную цель? Можем ли проверить, то к концу урока мы у учащихся воспитали или сформировали те или иные личностные качества? Наверное, нет. Поэтому педагог может только создать условия для воспитания, например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости и т.д. Поэтому формулировка цели начинается со слов «Создать (или обеспечить) условия для ...». Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

В образовательных стандартах общего среднего образования определены цели, содержание, а также личностные, предметные и метапредметные результаты образования на трех его ступенях. Личностные результаты образования и достигаются учащимися непосредственно при реализации воспитательного потенциала урока. Это та сверхзадача, та конечная цель, перспектива воспитывающего обучения, которую учитель ставит перед собой, проектируя развитие учеников. Воспитательные цели в образовательном стандарте дифференцированы по возрастам. Если ученик начальной школы должен в результате обучения иметь представления о нравственных понятиях (добро, сострадание, терпение, уважение, дружба, честность); проявлять гуманное отношение к окружающему миру, то обучающийся 2 ступени общего среднего образования уже принимает и руководствуется нравственными ценностями; имеет сформированную целостную систему взглядов на мир; а выпускник средней школы стремится к формированию нравственных ценностных ориентаций и использует их в своей деятельности.

Иерархия личностных результатов проявляется по всем направлениям воспитания. В соответствии с возрастающими требования к результатам на уроке, соответственно, меняются и задачи, которые ставит перед собой учитель при проектировании урока, и методы работы, которые он выбирает, и содержание учебного предмета, которое тоже не существует вне воспитания.

Когда мы определили, что нужно воспитывать в процессе урока, перейдем к другим аспектам урока.

На каком этапе урока можно реализовать воспитательные задачи, а какие этапы для этого не подходят? На уроке воспитывает все, и каждый этап урока имеет воспитательное значение, –  ответите вы и будете совершенно правы.

Приветствие учителя. Организационный момент. Воспитываются организованность, внимательность, формируются умения быстро сосредоточиваться. Немаловажное значение имеет культура внешнего вида и содержания рабочего места учащихся и акцент на этом, который сделает учитель.

Проверка домашнего задания. Воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слышать и слушать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично. Воспитывается доброжелательность, справедливость, уважительность, терпение, стремление к самовыражению через деятельность.    

Изложение нового материала – почва для воспитания умения сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Также на этом этапе можно воспитывать мотивацию доводить начатое до конца, держать слово, считаться с мнением других, самовыражаться через деятельность.

На этапе закрепления нового материала мы воспитываем навыки культурного поведения, доброжелательность, исполнительность, терпение и внимательность, мотивацию к проявлению удовлетворенности своей деятельностью.

Проверка усвоенного материала и контроль создают условия для воспитания ответственности, самостоятельности, критичности, силы воли, коммуникабельности, трудолюбия, культуры общения.

Физкультминутка – воспитываются навыки самоконтроля, сознательной дисциплины, ответственного отношения к своему здоровью и т.д.

Все это –  фоновое воспитание. Оно происходит систематически, из урока в урок и в большой степени влияет на ценностное поведение и сознание наших учеников.

На каждом уроке воздействие на личность ученика (и учителя тоже) происходит благодаря стилю образовательного общения, культуре управления образовательной деятельностью. Если учитель на уроке умело создает мотивацию, вырабатывает вместе с учениками цели урока, актуализирует необходимые знания и умения, предъявляет новый материал необходимый для достижения цели, достигает понимания этого материала, закрепляет достигнутое, и это повторяется от урока к уроку, возникает ситуация устойчивости, и со временем у ученика входит в привычку совершать любое дело в соответствии с законами деятельности.

Таким образом формируется определенная культура управления образовательным процессом.

Можно выделить следующие ее виды: прямая командная учительскую, структурно-плановая учительская, структурно-плановая совместная, проектно-рефлексивная совместная. 

Прямая командная манера – на уроке преобладают команды-инструкции: откройте тетрадь... послушайте... прочтите... решите и т.п. На таких занятиях ученики приучаются к послушанию, аккуратности, исполнительности, но не к планированию, самоорганизации, ответственности за работу.

При структурно-плановой учительской культуре управления учитель предлагает школьникам принять те или иные цели (вам предстоит узнать научиться, сделать самим и т.п.), в четком виде предъявляет план продвижения к их достижению, пути и средства выполнения этого плана (в форме развернутых операций), каждый результат ученика оценивается не сам по себе, а обязательно в связи с выполнением задачи урока как целого... В этом случае ученик становится соучастником образовательной деятельности, субъектом этой деятельности, но не в качестве соавтора, а лишь в качестве ответственного исполнителя. На таких уроках постепенно вырабатываются: самооценка, ответственность за порученное дело и за качество выполненной работы, планомерность и осмысленность деятельности, уверенность в себе в рамках знакомых операций. Другими словами, структурно-плановая учительская культура управления позволяет воспитать хорошего семьянина, добросовестного специалиста на производстве и порядочного члена общества. Но воспитанный в данной культуре управления человек не разовьет в себе инициативу и предприимчивость, не сможет принимать нестандартные самостоятельные решения.

Совсем другие личностные образовательные результаты формируются, если учитель практикует структурно-плановую совместную и проективно-рефлексивную совместную культуры управления всеми этапами урока. Учитель вовлекает учеников в сам процесс определения целей урока, выделения его проблемного поля, выяснения своего отношения не только к предметному, но к педагогическому смыслу урока, сосредотачивает внимание учеников на тех изменениях, которые происходят с ними в течение урока. Благодаря этому субъектная позиция ученика на уроке вырастает до соавторской. Наш ученик приобретает способность проектирования собственного жизненного пути, учится быть хозяином своего дела.

Мы видим, что на долю учителя выпадает ответственная роль. Ему надо стать организатором той социальной среды, которая является важнейшим воспитательным фактором на уроке. Если уроки отличает структурно-сюжетное разнообразие, богатство дидактических приемов и способов деятельности, нацеленность на разные формы работы с информацией и смыслом, такие уроки учат очень многим важным вещам: развивается подвижность интеллекта, вырабатывается здравый смысл, логика и, наконец, способность видеть эмоциональное состояние и мыслительный процесс у себя и у других как бы со стороны. На этом пути формируется личность учащегося в целом.

Несомненно, предметное содержание урока обладает широкими воспитательными возможностями. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности, а талант педагога –  в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Даже математика, хотя ее и считают «сухой наукой», может воспитывать фабулой задач в самых разных направлениях. В содержании современных учебных программ очень четко даны ориентиры по воспитанию посредством учебного предмета: в структуре учебной программы по каждому предмету содержится воспитательная цель и задачи обучения и перечень личностных компетенций, которыми должны сформироваться у учащихся в результате организованного учителей воспитательного процесса на уроке. При планировании урока стоит обязательно обратиться к содержанию пояснительной записки учебной программы для подбора воспитывающего содержания учебных заданий, дополнительного материала. Помимо отбора содержания учебного материала, этому служат использование современных образовательных технологий, во-вторых, организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, в-третьих.

Очевидно, что преобладающее направление воспитания на каждом уроке будет свое исходя из предметного содержания: больше возможностей для экологического воспитания имеется при изучении биологии; литература более способствует эстетическому воспитанию; уроки истории и литературы обладают большими возможностями для патриотического воспитания и т. д.

Невозможно перечислить все способы реализации воспитательного ресурса урока, поскольку творческий учитель способен генерировать их сам. Очень важно каждую порцию знаний обязательно обогащать и эмоционально, и духовно.

Личность развивается в деятельности, значит, деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы увлечь учащегося. Этому будет способствовать разнообразие форм деятельности на уроках: всевозможных игр, бесед, дискуссий, викторин, групповой работы, проектирования, элементов театрализации, анализа проблемных ситуаций и т.д., и т.п. Такое разнообразие поможет педагогу вовлекать в деятельность детей с самыми разными интересами и потребностями, делать свои уроки запоминающимся, создавать условия для преодоления повседневной рутины.  

Как увлечь интересным уроком? Конечно, применяя нестандартные формы и приемы работы. И начинать нужно с приветствия и организационного момента. Многие педагоги делают это мастерски, находя такие способы приветствия, что дети каждый раз с нетерпением ждут прихода учителя в класс. Кто отсутствует? Педагог и к этому моменту на уроке может отнестись не формально, а проявить участие. «Что с Ваней?» «Он болен?», «С ним кто-нибудь связывался?», «Передавайте ему мои пожелания выздоровления» и т.п. Это даст возможность детям понять, что учителю не все равно и это просто приятно.

Оценка состояния кабинета. Наших учеников нужно приучать к чистоте, к тому, что работать и отдыхать приято в чистом и уютном месте. В этом во‑ просе у учителя должна быть четкая позиция – начинать урок в чистом кабинете. Пусть на это поначалу придется потратить некоторое время (попросить ребят убрать разбросанные вещи, привели в порядок свои рабочие места), зато потом это войдет в привычку и станет само собой разумеющимся. А превращение хорошего поведения в привычку – очень неплохой результат воспитания.

Настрой. Детям очень важно переключиться, настроиться на другой предмет, другую форму подачи материала, другого учителя. Учителю важно иметь в своем методическом арсенале несколько приемов настроя учеников на урок. Учитель иностранного языка, например, может спросить, какой урок был у них до этого или что они делали на перемене и т.д. Ученики будут думать, как сформулировать мысль на языке и постепенно смогут переключиться. Разнообразные упражнения и небольшие игры на внимание, а также определенные принятые в классе ритуалы в начале урока помогут психологически настроиться на урок и легко включиться в деятельность.

Заводите на уроке свои привлекательные для детей традиции: например, приглашение интересного гостя, или последний урок в четверти – урок наоборот, когда учащиеся могут задать любой вопрос учителю – по изученному или неизученному или просто философский. Тематическое новогоднее поздравление, когда учитель подбирает для каждого ученика цитаты, принадлежащие тем людям, о которых шла речь на уроках в этом году, – известным физикам, химикам, историческим деятелям, литературным персонажам. Важно, чтобы эти цитаты были со смыслом, заставляли задуматься, придавали детям уверенности в своих силах, просто поднимали настроение.

На всех этапах урока важно в рамках изучаемой темы на уроке найти время и возможность поговорить с учащимися о человечности, экологии, трудолюбии, патриотизме и формировать мировоззрение учащихся: поднять вопросы охраны здоровья, сохранения исторической памяти, гуманного отношения к животным, раздельного сбора мусора, безопасности в цифровом мире. И конечно, на всех учебных предметах можно привлечь внимание школьников к личностям известных людей – к их характерам, поступкам, перипетиям их судеб. Это могут быть ученые, изобретатели, писатели, художники, философы, полководцы, правители, общественные деятели. Их человеческие качества могут служить прекрасным поводом к размышлениям о добре и зле, альтруизме и эгоизме, смелости и трусости, скромности и высокомерии. Учитель может инициировать диалог о нравственной стороне научных открытий и тем самым влиять на формирование их отношений к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще.

Мы понимаем, что ценностно-ориентированную коммуникацию на уроке нельзя превращать в монолог учителя, направленный на морально-этическое просвещение учеников. Такое морализаторство будет скучным и приведет к антивоспитанию. Следует создавать условия для того, чтобы ученик занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения. Для этого на уроке используются дискуссия в различных формах, учебный диалог, групповые формы работы, проектная деятельность. При отборе методов и форм коммуникации, помним, что нашего ученика, прежде всего, волнует жизнь текущая и проблемы сегодняшней жизни. Поэтому ведущие педагоги предлагают сделать главным и неизменным объектом изучения и интереса ребёнка на уроке то, что его волнует и заботит постоянно – сама жизнь. Что бы ученик мог воскликнуть с интересом – ЭТО мне точно пригодится в жизни, или вспомнил спустя годы – об этом мне говорил мой учитель.

Воспитательный потенциал урока во многом зависит от профессионализма педагога: является ли тот для ребенка авторитетом, создает ли на своих уроках условия для развития и покорения новых высот? Неважно, какой предмет преподает учитель, главное, какие условия он создает на своих уроках для гармоничного развития личности. Эмоциональный рассказ, поучительные задачи, вопросы нравственности в науке, ответственности ученых за собственные открытия и их последствия помогают в воспитании учащихся. Мастерство учителя – не случайная удача и не счастливая находка, а систематическая кропотливая работа, постоянные поиски и стремление к самосовершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя предложенную информацию, выполните следующие задания:

                           

  1. При соблюдении каких условий урок станет воспитывающим? Ответ запишите ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Укажите факторы (3-4), которые необходимо учитывать при планировании урока, чтобы реализовать его воспитательный потенциал. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Предложите пять эффективных приёмов, используемых Вами в педагогической деятельности, для реализации воспитательного потенциала урока. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Выберите один из уроков по Вашему учебному предмету и спроектируйте его воспитательные цели и задачи. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Продолжите предложение: «Воспитывающим урок становится тогда, когда…» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

свернуть

Методические сборники

Копилка педагога

  1. Подборка ресурсов о сервисах Web 2.0

https://sites.google.com/site/badanovweb2/home - кейс Баданова А.Г. «Web-сервисы для образования». На сайте собраны описания сервисов и рекомендации по их использованию в образовании.

https://sites.google.com/site/proektmk2/_ - Проект «Мой кейс Веб 2.0». В проекте создано более 100 персональных "кейсов Веб 2.0" педагогов и совместно разработаны методические материалы (обучающие инструкции для новичков, примеры работ на сервисах) к 107 сервисам, создано более 500 обучающих материалов ("Инструкций для новичков"), более 1000 примеров работ на сервисах.

        https://sites.google.com/site/proektmojkejs2/ - Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего".

          http://wiki.vspu.ru/workroom/teachers_seminar/2017/index - вебмикс со ссылками и инструкциями

 

 

  1. Symbaloo –сервис для хранения закладок на интернет-ресурсы

 

https://www.youtube.com/watch?v=V3dArag8PNI видеоинструкция

https://www.youtube.com/watch?v=3n9sMXq61ns

https://www.slideshare.net/ssuserad3e07/symbaloo-1165668 инструкция

http://www.myshared.ru/slide/1027568/ инструкции

http://snulja.blogspot.com.by/p/mix.html

3. Сервисы Гугл

 https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/google-prezentacia инструкция

 https://support.google.com/docs/?hl=ru#topic=2811776 инструкция

  1. Линоит – онлайн доска

Ссылка на сервис 

http://en.linoit.com/

https://www.youtube.com/watch?v=ikS2Xp4S4Mw – видеоинструкция Линоит

 

  1. Облако слов

https://worditout.com/discover-word-clouds

http://wordscloud.pythonanywhere.com/

http://wordcloud.pro/en

http://schoolservis.blogspot.com/2014/04/blog-post_25.html#ixzz5E9YFWZuq

свернуть