Советы учителя-дефектолога

Мелкая моторика рекомендации родителям

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно-развивающих методик.

Развитие мелкой моторики. Советы родителям.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки). Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.

Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.

Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

свернуть

Формирование связной речи

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

  •  Составление рассказов по наблюдае­мым действиям. 
  •  Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам.
  •  Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине.
  •  Составление рассказов по одной сю­жетной картине
  •  Составление рассказов по памяти
  •  Составление рассказов по символам.
  •  Составление рассказов по схемам.
  •  Составление рассказов по натураль­ным предметам
  •  Составление рассказов по предмет­ным картинкам.
  •  Составление рассказов по задан­ным словам.

Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста­влять разнообразные рассказы повествова­тельного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие вашего ребёнка не на­рушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, по­высят умственный возраст, позволят пробу­дить скрытый потенциал, резервы, спо­собности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Чтобы дополни­тельно заинтересовать ребёнка занятия­ми, запишите его рассказы на магнито­фон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и стара­тельности от малыша, а после составле­ния рассказов сможете оценить и обсу­дить с ребёнком их положительные и от­рицательные стороны.

Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за лю­бую, даже незначительную удачу.

Составление рассказов по наблюдае­мым действиям 

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле­дующими названиями:

Мы покупаем щенка

Прогулка в парк

Мы в зоопарке

Поход в театр

Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.

Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. За­тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки. 

ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему

Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам

ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ

Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последова­тельно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.

Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине

Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.

ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под дере­вом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

Где сидели улитки?

Почему они испугались оленя?

Как они спрятались от оленя?

Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?

Куда исчез олень?

Почему улитки не видели, как олень ушёл?

Что сказала одна улитка?

Что ответила вторая?

Олень на самом деле испугался улиток?

Что смешного в этом рассказе?

Составление рассказов по одной сю­жетной картине 

Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предло­жениями. Составить связные, подробные, полные рассказы по картинам.

СЮРПРИЗ

Откуда идут мальчики?

Что у них за плечами?

Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок?

Какая погода на улице?

Что случится с мороженым в тёплом месте?

Что такое «сюрприз»?

Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому?

Составление рассказов по памяти 

Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

Составление рассказов по символам 

Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки.

Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-сим­волы. По ним повторить рассказы целиком.

ДАША-ДОКТОР

Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но де­душка почему-то пошёл к настоящему доктору.

 

Составление рассказов по схемам

 

Вместе с мамой рассмотреть б—8 предметов её одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!

Составление рассказов по натураль­ным предметам

 

Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

Придумать и пересказать их разговор, если:

игрушки жалуются друг другу на своего хозяина

игрушки обсуждают своё путешествие по квартире

игрушки хотят вернуться в магазин

игрушки очень довольны своим хозяином

 

Составление рассказов по предмет­ным картинкам

 

Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забав­ную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого запи­сать твоё произведение

 

Составление рассказов по задан­ным словам

 

Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:

Рубка леса

Снегопад

 Путешествие

Просмотр телевизионных передач

Солнечный загар

Долгий сон

Ремонт в квартире

 

Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:

Как Дениска испугался своего отражения

Как Лена первый раз пришла в детский сад

Как Миша капризничал в магазине игрушек

Как Серёжа спас котёнка

Как Наташа помогла соседке

Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу

свернуть

Рекомендации для родителей от учителя дефектолога

Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи учитель дефектолог не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребёнка.

  1. Тетрадь с заданием вы получаете в пятницу, а в понедельник приносите её в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.
  2. Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.
  3. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребёнок не может произнести его правильно.
  4. В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.
  5. Вместе с ребёнком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.
  6. Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.
  7. Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
свернуть

Особенности коррекционной работы при дизартрии

Дизартрия – нарушение звуковой стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Симптомы – нарушение звукопроизношения, просодики речи.

Подразделяют на:

  1. Дизартрию вследствие ДЦП.
  2. Дизартрию у детей с олигофренией.
  3. Дизартрию у детей с ЗПР.
  4. Дизартрию у детей с ММД.

Органическое поражение речедвигательного аппарата приводит к затруднению артикулирования звука. При выраженной форме дизартрии наблюдается назализация голоса. Наличие параличей и парезов не отлько задерживает формирование звуковой стороны речи, но и грубо нарушает фонематический слух. У дизартриков чаще наблюдается вторичное недоразвитие речи: слова, которые обозначают пространственные представления; слова, которые связаны с тактильно-осязательными представлениями. Встречаются все виды дисграфии и дислексии. У всех детей страдает эмоционально-волевая сфера, познавательная деятельность.

 Чаще всего логопеды-практики работают с детьми с псевдобульбарной дизартрией. При псевдобульбарной дизартрии наблюдается спастичность, иногда на фоне ее – паретичность (вялость). Признаки дизартрии можно обнаружить при новорожденности (нарушение глотания, сосания), голос слабый, хриплый, сиплый. Звукопроизношение нарушено полиморфно – нарушения и пропуски, гласные произносятся глухо, согласные оглушаются. Чаще страдают переднеязычные звуки (комукантные) ш. ж, р; страдают звуки с, з, ц, - боковые или межзубные сигматизмы. Могут страдать смычные – д, т, к.

 При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсализация. Особенностью при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, пь, б, бь. Легче произносятся губно-губные смычные носовые сонанты м, мь, а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхней и образования плоской щели ф, фь, в, вь. Нарушается произношение и переднеязычных смычных шумных согласных т, ть, д, дь, искажается артикуляция переднеязычных согласных ш, ж. нарушение артикуляционной моторики при дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков. Может отмечаться  ограниченная подвижность мышц языка, недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта. В этом случае страдает большинство звуков. При парезах мышц языка, нарушениях их мышечного тонуса частым оказывается невозможность изменения конфигурации языка, выдвижения, оттягивания назад. Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц неба (мягкого).

Коррекционная работа при дизартрии направлена на:

  1. Расслабление общих и речевых мышц при гипертонусе и укрепление их при гипотонусе.
  2. Коррекцию звукопроизношения.
  3. Коррекцию фонематического восприятия.
  4. Коррекцию лексико-грамматики и связного высказывания.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.

Основной упор делается на повышение разборчивости речи. При постановке звуков используются общепринятые методы, но есть некоторые особенности:

  1. Не рекомендуется сразу добиваться чистоты звука, шлифовка каждого звука должна проходить длительно, на фоне все развивающейся и усложняющейся работы над другими звуками.
  2. Нужно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным звуковым укладкам.
  3. Последовательность постановки звуков:

а – м – п – у – о – ф – б – т – д – к – и – с – з – х – к – г – у – я – ю – ч – ш – ж – щ – я – р – и мягкие пары.

  1. Нужно учить детей ускорять или замедлять темп речи, использовать паузы.

При длительном обследовании ребенка-дизартрика обращаю внимание на состояние оральной и лицевой мускулатуры, т.е. наличие гипертонуса или гипотонуса. В данной теме я хочу описать последовательность коррекционной работы при гипотонусе оральной и лицевой мускулатуры. В последние 3-4 года количество таких детей в группе увеличилось. Коррекционную работу я начинаю с укрепления мускулатуры губ, щек, языка, неба.

Пассивная гимнастика для щек.

Проводится теплыми, смазанными кремом руками. Ребенок находится в положении лежа, ноги согнуты в коленях, подкладывается валик под шею.

  1. «дождик» - по скуловой и щечной мышце – поглаживание (от центра).
  2. Вибрация десен через щеки – поглаживание.
  3. Пощипывание – поглаживание.
  4. Потряхивание – поглаживание.
  5. Залезть большим пальцем в рот и указательным перетирать щечки – поглаживание.

Очень интересен массаж с применением карамельки «чупа-чупса». Используются три конфеты – 25мм., 18мм., 10мм. Самую большую конфету засунуть за щеку, зубы сжаты, по щеке использовать вышеиспользованные  приемы 1-4. Две остальные конфеты – ими нужно массировать внутри (по щеке).

Пассивная гимнастика для губ.

  1. Погладить от середины верхней губы к углам.
  2. От середины нижней губы к углам.
  3. Поглаживание носогубных складок от середины к крыльям носа.
  4. Пощипывание губ.

Укрепление язычной мускулатуры.

При вялости языка следует проводить массаж при помощи деревянного шпателя (можно и пальцем).

  1. Продольные мышцы языка укрепляются поглаживанием его от средней части к кончику.
  2. Вертикальные мышцы языка укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык.
  3. На поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания из стороны в сторону, легкие вибрирующие движения, передаваемые через шпатель или палец в течение 5-10 секунд.

Массаж твердого неба.

Энергично провести большими пальцами по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке (не далеко, чтобы не вызвать рвотный рефлекс).

Далее работа по развитию артикуляторного праксиса. Эти упражнения выполняются сидя перед зеркалом.

Артикуляторно-сенсорные схемы.

  1. Двугубная – верхнюю и нижнюю губы сжимаем пальцами, зафиксировать внимание перед зеркалом, дуть через сжатые губы, одновременно взрослый растирает их.
  2. Губно-зубная – указательным пальцем левой руки приподнять верхнюю губу, обнажая верхние зубы; правой рукой указательным пальцем приподнять нижнюю губу к верхней.
  3. Язычно-альвеолярная – кончиком языка поднять к альвеолам – выдох «т».
  4. Язычно-небная – кончик языка к небу – выдох «к».

Далее приступаем к активной гимнастике артикуляционного аппарата.

  1. Открывание и закрывание рта, чтобы ребенок щелкнул зубами.
  2. Удержание рта открытым под счет (чтобы рот закрывался по средней линии).
  3. Прикус марлевой салфетки.
  4. Оскал – хоботок.
  5. Выталкивание языком нижней, потом верхней губы.
  6. Прикусывание нижней губы верхними зубами.
  7. Вытягивание нижней губы под верхнюю.
  8. Губы как при произношении звука «а», потом «у» - «немые звуки».
  9. «Немые звуки» -а –м, о –м, и – о, о – у, а о у и и, наоборот.
  10. Пошлепать губами.
  11. Покусывание верхней и нижней губы.

Тренировка дыхания.

  1. вдох – руки вверх

выдох – руки вниз, наклон

  1. положение на спине – в ритме дыхания сжимать и разжимать ноги
  2. положение сидя – рот закрыт, удерживать сомкнутым, просим глубоко вдохнуть, выдох через нос
  3. как можно дольше задержать вдох
  4. упражнение на дутье (проводятся до еды в течение 10 минут, помещение должно быть проветрено).
свернуть

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи

ОНР - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и звукопроизношения.

Характеристика познавательной деятельности детей с ОНР

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитие словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя вовлечься в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемость, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Три уровня речевого развития при ОНР:

1-ый уровень. Особенности:

  • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
  • при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
  • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
  • такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
  • многие звуки не произносятся;
  • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет).

2-й уровень. Особенности:

  • достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
  • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
  • нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
  • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед).

3-й уровень. Особенности:

  • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок);
  • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
  • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов;
  • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
  • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
  • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
  • нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).
свернуть