Страничка музыкального руководителя

Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка.  

Мы вместе с детьми мечтаем, фантазируем, уносимся в мир сказок, в мир музыки. Мы вводим маленького человека в этот мир, воспитываем у него на основе музыки добрые и высокие чувства.

Музыка становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как слушать музыку с ребёнком дома?

Как долго?

Внимание ребёнка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами-в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния.

Как?

Заранее приготовьте диск и магнитофон. Найдите на диске пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо,и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребёнка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Когда?

Выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня (когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего после завтрака или дневного сна

свернуть

Музыка для самых маленьких

Музыка играет в жизни малышей очень важную роль. Выбор музыки для прослушивания основывается на индивидуальных особенностях малыша –для детей с повышенной возбудимостью подбирается классическая музыка в медленном темпе, колыбельные песни, лирические песни. Отмечено, что прослушивание музыки в определённые часы способствует становлению суточных ритмов и помогает формировать у ребёнка чувство времени. Рекомендуется использование музыки для оздоровления малышей: во время утренней гимнастики, закаливающих процедур. При прослушивании музыки в записи не рекомендуется использование наушников, а вот живое исполнение песен, попевок, колыбельных вызывает положительные эмоции у ребёнка. Возможны движения под музыку с ребёнком на руках и малоритмическая гимнастики для рук и ног.

Немаловажную роль в музыкальном развитии ребёнка играет ритмодекламация –синтез поэзии и музыки. Исполнение ритмодекламации вместе со взрослым, а в более старшем возрасте самостоятельно развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение.

Уважаемые родители, предлагаем Вам поиграть со своими детьми.

«Тучка и дождик»
Тучка по небу плыла(два кулачка влево, вправо)
Дождик за руку вела(в кулак зажат палец открытой руки)
Он шагал на тонких ножках(щелчки пальцами)
В чёрных маленьких сапожках(показать двумя пальцами)
Дождик всюду походил(шлепки по телу)
На крылечке наследил(шлепки по коленям)
В тёплой луже потоптался(топать по полу)
Топнул, шлёпнул и умчался(топ, шлёп, руки вверх)

По методике Т.Боровик

свернуть

Правила поведения родителей на утреннике

Добро пожаловать на детский праздник к нам,
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех,
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в д/с не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник наш снимите.
А что же можно? -спросите вы нас...
Мы очень просим, дорогие, вас,

Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

Ещё хотим, друзья, вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

И знайте, ждем всегда мы очень встреч приятных с вами!

свернуть

Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детском саду и в школе.

Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) - мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях — это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально- творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить: маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.

К этим инструментам без определенной звуковой высоты, которые применяются как чисто звукокрасочные и ритмические инструменты, присоединяются ударные, имеющие определенную звуковую высоту: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста.

Как известно, разнообразие шумовых инструментов народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да  и  сам  шумовой инструмент выглядит очень нарядно.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.

Дополняют этот ансамбль ксилофоны и  металлофоны. Обычно их  называют «орфовскими» инструментами. Карл Орф (1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.

Но действительную мировую славу ему принесли не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.

Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их  вместе с детьми просто и  мудро: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Игровое  исследование звучащего  мира  начинается  в  самом  раннем  детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль, и расчёска.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик,  и  стручки  различных  растений.  В  современной  жизни  возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

  • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки; Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические,
  • баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
  • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
  • Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи,  скорлупки от  них, крупа, камешки, ракушки;
  • Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);
  • Металлические банки разных размеров; Стеклянные бутылки и фужеры;
  • Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.

И многое другое, из чего можно извлечь звуки. Формирование у дошкольников метроритмического чувства во всех его компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического рисунка) - является определяющим для успешного дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам музицирования. Все компоненты чувства ритма при этом имеют большое значение, но главным является чувство равномерной метрической пульсации  и  на протяжении всего  обучения  уделяется  пристальное внимание  его формированию и развитию. Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается, само собой.  Такие  задания  как:  услышать,  отметить  его  самыми разными  способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии.

Игровой мир озвучен простейшими самодельными музыкальными инструментами, сделанными самими детьми или вместе с родителями из всего, что они могут найти и приспособить для извлечения звуков. Внешний вид и необычное звучание самодельных инструментов еще больше заинтересовал детей

Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

  1. Знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов.
  2. Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
  3. Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.
  4. Формировать качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.
  5. Воспитывать потребность к музицированию.
  6. Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.
  7. Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».
  8. Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля
свернуть

Пойте детям перед сном